пятница, 10 сентября 2010 г.

Эссе на тему «Я — система»

Автор данного текста часто грешит слишком критическим отношением ко всему и вся. Даже, собственно, тема этого эссе побуждает его к подробному разбору "по косточкам" каждого слова, входящего в неё. Автор обещает больно щипать себя каждый раз, когда чрезмерное углубление в такие разборы будет отвлекать потенциального читателя от основной мысли.

Итак, первое слово.

Система — понятие далеко не самое расплывчатое. Однако в разных областях знаний оно имеет разные оттенки, например формальная система, термодинамическая система, информационная, управления, экологическая, etc. Использование этого понятия вне рамок какой-то конкретной области требует ассоциативного подхода, в результате чего, вообще говоря, рассуждения не будут точными. Хотя, вполне возможно, они удовлетворят читателя, не ожидающего от этого текста особой научности. (В конце концов, это же просто эссе!)

Но как бы то ни было, для начала необходимо найти общий язык, почувствовать под ногами почву фундаментальных терминов и понятий, воображаемых и автором и читателем одинаковым или хотя бы очень похожим образом.

Термины имеют определения. Определения состоят из других терминов и понятий. Понятия можно превратить в термины, придумав им определения, но нужно ли?

Не проще ли использовать их, не обращая внимания на то, что они не определены? Ведь все понятия косвенным образом связаны друг с другом терминами. Используя термины при общении в повседневной жизни, при решении практических задач, люди обмениваются своими знаниями о понятиях. И когда возникает конфликт, непонимание, когда становится очевидно, что одни и те же слова в устах разных людей означают что-то разное, тогда приходит пора ввести новые понятия, попытаться определить, объединить или перегруппировать старые. Универсального набора понятий и терминов не существует, поэтому постоянно возникают те или иные разногласия, к чему все уже давно привыкли. А если взять на себя смелость философски трактовать теорему Гёделя о неполноте, то можно прийти к тому, что такой набор никогда и не появится.

Автор больно щипает себя, дабы форсировать продолжение в рамках заданной темы.

Определившись с тем, что такое система, а точнее определившись с тем, что мы не будем определяться с тем, что это такое, можно перейти ко второму слову в теме данного эссе.

С одной стороны, со словом "Я" всё тоже самое: в каких-то областях знания это понятие, в каких-то термин... но для большинства людей "я — это я". И тут, конечно, сложность. Мало того, что "Я" у каждого своё, так оно ещё и (вспоминая Я-концепцию) разное в разные моменты времени! Или, например, какое из скоплений нейронов, называющих себя "Я" во времена своего правления в мозге нужно сейчас рассматривать?

Вот мгновение. Я идея, зашифрованная в этом тексте. Правда к тому, следующему, моменту, когда меня зашифруют в тексте, я стану другим я... Видимо, не остаётся другого выбора, кроме как "поймать" своё или чужое "Я" в какой-то момент времени и попытаться рассмотреть его как систему с разных точек зрения.

Первой точкой зрения будет "Я" как система знаний. Пожалуй, если бы "Я" никогда не узнало о том, что оно является обособлением от чего-то (от окружающего мира), то у него даже не возникло бы необходимости придумывать себе название, что сделало бы крайне сомнительными все рассуждения, приведённые в данной работе. Но знания появились и сплелись в клубок, который один известный фельетонист конца XX--начала XXI века так любит сравнивать с комом, который катит перед собой жук-навозник. Эти знания определяют, чего "Я" хочет или не хочет, к каким целям оно стремится или не стремится. Знания — это вообще всё, что есть у такого "Я". Весь мир для него — знание. И само для себя оно есть знание о самом себе. Собрав знания, такая система создала себе мир и себя, причём созданный мир в её представлении появился задолго до неё самой, хотя она, возможно, и понимает, что создала его сама. Связи в такой системе, то есть умозаключения, обобщения, ассоциации, превращаются в новые знания. В результате ком растёт до тех пор, пока "Я" не перестанет существовать каким-нибудь естественным или неестественным способом.

Другой точкой зрения будет "Я" как система (центр) управления эдаким биологическим роботом. Такой робот, конечно же, сам по себе — система, то есть "Я" — его подсистема, одна из многих. И совсем не факт, что самая главная. Такой взгляд позволяет перейти к изучению и описанию "Я" в рамках таких наук, как нейрология и психология.

Заключительной точкой зрения и точкой в эссе будет "Я" как система, в которой из порядка возникает хаос, а из хаоса — порядок. Выше упоминались скопления нейронов. Естественно, их можно считать системой. Это подсистема нервной системы. Нервная система человека (интересно, что это слово — человек — появилось в данном эссе только сейчас, практически в самом конце!) состоит из десятка миллиардов нейронов. Количество связей между этими нейронами даже прикинуть тяжело. Нервная система очень и очень сложна, несмотря на то, что состоит из относительно простых элементов с детерминированным поведением. В такой системе можно наблюдать явление, известное как хаос. Это явление заключается в том, что, несмотря на детерминированность входящих в систему элементов, принципиально невозможно предсказать поведение всей системы при каких бы то ни было начальных условиях, хотя в поведении всей системы будет наблюдаться некоторый порядок. Из последнего утверждения следует, что кем бы или чем бы ни была создана эта система, она не может, например, быть использована для достижения какой-нибудь цели. (Хотя возможно, стоит обсудить понятие цели? Автор оставляет здесь читателю обширные возможности для комментирования и рецензирования.)

Кстати говоря, наблюдения за самоорганизующимися системами и за фрактальными структурами в окружающем нас мире позволяют предположить, что весь мир, Вселенная, есть порождение хаоса. Больше того, благодаря Теории хаоса, ответам на вечные вопросы, которые она даёт человечеству, наука впервые оставляет религию далеко позади... (Хаос правит?)

Всё-всё-всё, автор в последний раз больно щипает себя и, раскланиваясь, удаляется под мощный мажорный финальный аккорд.